В холодное время года детали автомобиля подвергаются большему износу, а также появляется больший риск их повреждения или вывода из строя. Не исключение и амортизаторы.
В чем главная опасность низких температур для амортизатора? Для этого вспомним внутреннее устройство амортизатора. В его состав входят клапан сжатия, клапан отбоя и масло. Собственно усилие перемещения штока, главная характеристика амортизатора, так называемые усилия отбоя и сжатия как раз и регулируются скоростью прохождения масла через клапан. Чем жестче упругий элемент в клапане, тем меньше скорость прохождения масла через него, тем больше усилие на штоке. В качестве упругих элементов применяются или винтовые пружины или пластинчатые (тарельчатые) пружины. Первые применятся реже, чем вторые, но также используются в конструкциях современных автомобилей.
Чтобы получить заданные усилия, жесткость упругих элементов рассчитывается с учетом определенной вязкости масла. Тут как раз и кроется основная опасность работы амортизаторов при низких температурах: с понижением температуры вязкость масла становиться больше, оно густеет. Скорость прохождения его через клапаны уменьшается, а требуемое усилие для прохождения его увеличивается. Субъективно при поездке на автомобиле можно почувствовать, что он как будто становится без пружин, гасящих неровности дороги, и они остро чувствуются на кузове в виде непривычной раннее тряске или ударов. В некоторых случаях можно даже услышать посторонние звуки из подвески.
Почему густое масло опасно для амортизатора?
Чем опасно запустевание масла в амортизаторе при низких температурах? Представим себе обычную ситуацию: при покупке чая или кофе обычно дают специальную пластиковую палочку для размешивания сахара. Она хрупкая, тонкая и гнется, если чуть активнее размешивать сахар, но не ломается, так как примерно рассчитана на такое обращение.
А теперь представим себе ситуацию, когда той же самой палочкой мы попробуем размешать, например, кисель или желе в таком же режиме, как и чай. Вероятность погнуть или вовсе сломать ее возрастают многократно. Примерно тоже самое и происходит в амортизаторе с загустевшим на морозе маслом.
Густому маслу требуется намного больше усилия при прохождении через клапан, чем жидкому, при этом эта нагрузка оказывается в разы выше расчетной. В итоге, так же как и палочка из примера выше, стальная пластинка клапана амортизатора может погнуться и не полностью закрывать проходное отверстие клапана, или же вовсе оставить его открытым.
Когда рабочая температура масла придет в норму, такой клапан не будет выполнять свою функцию. Сопротивление на клапане упадет, скорость прохождения масла увеличится, усилие на штоке уменьшится, амортизатор, по сути перестанет выполнять заданные характеристики. Речь сейчас конечно про более современную конструкцию клапанов амортизаторов с пластинчатыми пружинами, они чаще применяются, чем клапаны с винтовыми пружинами. Вторые менее подвержены данному явлению, ввиду особенности своей конструкции, но зато именно от таких амортизаторов чаще можно услышать посторонний звук. Безусловно, в амортизаторах применяются специальные масла, которые способны работать и при низких температурах, но даже их заданная вязкость лежит в определенных температурных рамках.
Мы в TRIALLI для производства используем HQL - High Quality Oil - специальное масло высокой степени очистки с комплексом присадок обеспечивает стабильную работу амортизатора в суровых условиях климата при экстремальных температурных режимах от -40 ˚С до +50 ˚С.
Еще одна опасность пониженной температуры
Другая опасность низких температур для амортизатора кроется в вероятности повреждения резиновых деталей. Не будем заострять внимание на сайлентблоках или резиновых втулках, для амортизаторов с такой конструкцией. Под влиянием холода возрастает вероятно их растрескивания или обрыва.
Под действием низкой температуры твердость сальникового уплотнения увеличивается, а эластичность снижается, и он может не обеспечить должное прилегание своих рабочих кромок к штоку. Дополним сюда еще и факт того, что в фазе отбоя поршень с клапаном на конце идет вверх, густое масло проходит через него с большим усилием, и над клапаном возникает большее давление. В результате оно начинает давить на сальниковое уплотнение с большим чем обычно усилием и может либо просто через него просочиться наружу, либо вовсе повредить его. Случаи, когда автолюбители меняют амортизаторы после зимней эксплуатации по причине течи - не редкое явление.
Но что же делать, чтобы избежать подобных ситуаций или минимизировать последствия? Нужно придерживаться одного простого правила: трогаясь после стоянки, нужно проехать на автомобиле какое-то расстояние медленнее и аккуратнее, чем вы делаете это обычно, без резких ударов по подвеске, проезду по кочкам и ямам и т.д. Достаточно проехать так 500-1000 метров.
В таком режиме, шток амортизатора будет перемещаться минимально, но достаточно, для того, чтобы немного прогреться, и вязкость масла уменьшилась. Экстремальной для работы амортизаторов можно считать температуры примерно минус 15 – 25 градусов, и ниже, в зависимости от производителя. Данную правило можно отнести не только для амортизаторов, производимых под брендом TRIALLI, но и в целом для всех амортизаторов включая оригинальные. Тем самым вы уменьшите вероятность их повреждения и продлите срок их службы.
Будьте в курсе наших новостей — подписывайтесь на официальные каналы в соцсетях: